01021, Украина, г. Киев, ул. Липская, 15В
  • +38 (044) 253-85-25
  • +38 (067) 489-30-23
  • +38 (093) 965-43-83
  • +38 (050) 488-74-40

Агра

agra

Агра – уникальная жемчужина Индии, величайший город, столица империи Великих Моголов, хранящая бесценные шедевры архитектуры и культурного наследия, один из которых – удивительный, сказочный мавзолей Тадж-Махал. Город расположен в северной части Индии в штате Уттар-Прадеш на реке Ямуна и был основан в Бадал Сингхом в 1475 году. В 16 веке во время правления императора Акбара город, носивший тогда имя Акбарабад, стал столицей империи Великих Моголов. С этого времени и началось его процветание, так называемый Золотой век. В это время был построен знаменитый Красный форт, город стал центром торговли, науки и искусства, здесь были возведены великолепные и удивительные сооружения, сочетающие в себе исламскую и индуистскую архитектуру, искусно выполненные усилиями древних мастеров. В 17 веке Акбарабад был больше Константинополя, а Лондон и Париж казались карликами по сравнению с многочисленным населением города. Ряд роскошных дворцов и душистых садов со сладкими цветами раскинулись на обоих берегах реки Ямуна. Летописец могольского императора Абдул Азиза описывает город как "чудо эпохи, центр торговли по суше и воде, место встреч святых, мудрецов и ученых всей Азии… истинная путеводная звезда для художников, писателей и верующих". Шах Джахан, увековечивший свое имя строительством Тадж-Махала, стал виновником упадка Акбарабада, приняв решение перенести столицу в Шахджаханабад, известный сейчас под именем Старого Дели. Хотя Аурангзеб приказал вернуть столицу обратно, город продолжал оставаться столицей империи лишь несколько лет, а затем постепенно приходил в упадок вместе с империей Великих Моголов. Акбарабад стал подвергаться многочисленным нападениям маратхов, и после захвата был переименован в Агру. В 1803 году город перешел во владения Британской империи, под ее управлением он вновь начал процветать. Сегодня Агра является центром химической и тяжелой промышленности в Индии, а ее достопримечательности, поражающие воображение своим великолепием и красотой, привлекают ежегодно сотни тысяч туристов. История Агры запечатлена в каждом камне ее многочисленных памятников. Даже Дели, тысячелетняя столица многочисленных королей и императоров, не может похвастаться таким щедрым архитектурным и культурным наследием, которое досталось Агре от Золотого века Великих Моголов.

Достопримечательности:

Гробница Акбара

Гробница Акбара – усыпальница императора моголов Акбара Великого, одного из наиболее известных и почитаемых мусульманских правителей Индии, царствовавшего в период с 1556 по 1605 год. Строительство мавзолея для Акбара, согласно традиции, началось еще при его жизни. Место для размещения могилы было выбрано лично императором. После смерти правителя в 1605 году, его сын Джаганхир продолжил строительство, и оно было закончено лишь в 1613 году. Гробница находится в небольшом поселении Сикандра, в пригороде Агры и представляет собой настоящий шедевр мусульманского зодчества. Это комплекс из двух строений (мавзолей и огромные ворота), расположенный на территории парка площадью около 48 га. Ворота Буланд-Дарваза, или, как их еще называют, Ворота Великолепия, являются главным входом на территорию мавзолея. Они выполнены из темно-красного песчаника с добавлением белого мрамора и украшены белыми башенками. Также на воротах есть цитата из 89-ой главы Корана, которая звучит как "Войди в мой рай". Широкая мощеная дорога ведет от ворот к зданию мавзолея, построенному из традиционного для того времени красного песчаника и достаточно нового отделочного материала – мрамора, в виде четырехгранной пирамиды. Он состоит из пяти ярусов, самый верхний построен из мрамора, на нем находятся четыре остроконечных башни. А посередине строения располагается открытый двор, в центре которого размещена специальная "туристическая версия" императорского гроба, украшенная причудливыми орнаментами и надписями. Истинное же место захоронения Акбара располагается в катакомбах. И ворота, и мавзолей выложены разноцветной плиткой, которая складывается в прекрасные и затейливые узоры. В начале 17 века гробница Акбара Великого подверглась разграблению племенем джат, при этом были утрачены золотые и серебряные пластины, которыми был обшит саркофаг, а также драгоценные ковры.

Красный форт

Красный форт – великий культурно-исторический памятник могольской эпохи, монументальное сооружение с величественными бастионами и высокими мощными стенами. Его строительство было начато императором Акбаром Великим в 1565 году и закончилось только при правлении его внука Шах Джахана. Использовавшийся поначалу только в военных целях, форт постепенно становился дворцом: за высокими крепостными стенами длиной 2,5 км и шириной 10 м скрываются изумительные по своей красоте сады, террасы, залы, колоннады, бани и мечети, украшенные затейливыми резными узорами и яркой мозаикой. Это своего рода город в городе, служивший резиденцией правитилей в эпоху Великих Моголов. В форт можно попасть через двое главных ворот – Делийские и Лахорские; на востоке имеются личные императорские ворота. В форте последовательно обосновались три Великих Могола – Акбар, Джахангир и Шах Джахан, и каждый из них внес свои изменения в архитектурный комплекс. К числу наиболее значительных зданий форта относятся: дворец Джахангири Махал – большой дворцовый комплекс, в котором размещался гарем; Кхас Махал с примыкающими к нему виноградником, который называется Ангури Багх, и украшенным орнаментом бассейном, именуемым Шиш Махал; крепость Мусамман Бурдж – восьмиугольная башня, откуда открывается прекрасный вид на Тадж-Махал, и где в качестве пленника своего сына содержался Шах Джахан, который тут и умер; Диван-и-Кхас – зал приватных аудиенций, который использовался императором и его сановниками; Диван-и-Ам – зал публичных аудиенций, где находится Павлиний трон и прекрасный сводчатый зал, который использовался для общения с подданными; Мачхи Бхаван – дворец с аквариумами; Моти Масджид (Жемчужная мечеть) – домашняя мечеть императора и Нагина Маджид – мечеть для его гарема. Сочетание мусульманской и индо-магометанской культур дает восхитительный эффект, а природный индийский вкус проявляется в пейзажности построек: дворец окружен пышными садами, а побочные строения всегда гармонируют с основными. Сказочное великолепие построек Красного форта говорит об изощренной фантазии, оригинальности и истинно свободном искусстве. В 1983 году Красный форт вместа с Тадж-Махалом был внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Интересно, что Красный форт упоминается в детективной повести Артура Конана Дойля "Знак четырех", однако его описание довольно поверхностно и слабо соответствует действительности.

Мавзолей Итемад-уд-Даулы

Мавзолей Итемад-уд-Даулы – усыпальница мирзы Гийас-Бега, правителя Персии в изгнании, построенная в 1622-1628 годах его дочерью Нур Джахан, которая была любимой женой могольского императора Джахангира. Небольшая по размеру усыпальница известна как "шкатулка с драгоценностями", и считается прообразом знаменитого Тадж-Махала, поэтому иногда ее называют "Малый Тадж" или "Бейби Тадж". Это квадратное здание на небольшом пьедестале с четырьмя башнями по углам, увенчанное павильоном в форме балдахина. Теплые тона желтого мрамора контрастируют с белыми и черными узорами, а ажурные мраморные панели и богатая мозаика из самоцветов по-женски нежны и восхитительны. Усыпальница стоит в центре персидского парка, в который можно попасть через великолепные ворота, сделанные из красного песчаника. Она поражает изяществом линий и тщательностью отделки, и замечательно отражает вкус и ум одаренной императрицы.

Мавзолей Чини-ка-Рауза

Мавзолей Чини-ка-Рауза – усыпальница Аллама Афзал Кхан Муллаха, поэта и первого министра при дворе императоре Шах Джахана. Она была построена в 1639 году на берегу реки Ямуна и является единственным образцом персидской архитектуры в Агре. Изначально был построен целый комплекс сооружений, которые были обнесены высокой стеной, имеющей двое ворот – Северные и Южные. Но, к сожалению, до наших дней от большинства строений сохранились лишь руины, в то время как мавзолей остался в достаточно хорошем состоянии. Он имеет квадратную форму, по углам располагаются небольшие башенки, характерные для построек времен Великих Моголов, а крышу венчает большой купол. Каждая из четырех сторон украшена аркой, и имеет высоту около 24 м. Центральный внутренний зал, где и находится могила Аллама Афзал Кхан Муллаха, имеет восьмиугольную форму и в него ведут четыре входа, через которые он соединяется с четырьмя меньшими залами. Стиль, в котором выполнена усыпальница, достаточно сдержан, ее линии и формы просты и лаконичны. Но при этом, все стены и потолки покрыты изумительными по красоте и изяществу узорами и орнаментами, которые выложены яркой цветной керамической плиткой (чини), специально привезенной из Китая. Для каждой детали постройки был использован конкретный цвет. Так, для создания надписей на центральной арке была выбрана плитка голубого цвета, а для ее обрамления – голубая, желтая и зеленая, для отделки остальных арок использовалась голубая и оранжевая плитка. На некоторых стенах узор очень хорошо сохранился и можно четко представить, как мавзолей выглядел изначально.

Мечеть Джама Масджид

Мечеть Джама Масджид (Пятничная мечеть) – одна из самых больших мечетей в Индии. Она была построена в 1648 году Шах Джаханом и посвящена его любимой дочери, Бегуме Джаханаре. В строительстве, которое заняло 6 лет, участвовало 5000 человек. Здание мечети выполнено из песчаника и увенчано мраморными куполами, с резными зигзагообразными узорами. На стенах мечети сохранились мраморные инкрустации, подобные тем, что украшают Тадж-Махал. С восточной стороны строения прежде был небольшой внутренний двор, разрушенный англичанами в 1857 году. Весьма интересен водоем во дворе мечети, где можно увидеть плиту (шахи чираг), которая использовалась для нагрева воды. При мечети есть отдельный зал, где могли молиться женщины. В прошлом Джама Масджид стояла в окружении шумных харчевен и колоритных базаров, сегодня здесь спокойно и тихо. По старинным улочкам можно пройтись пешком или нанять рикшу. Нетрудно представить эти места в эпоху Великих Моголов – многие вещи остались неизменными. Как и прежде, здесь работают ремесленники и торговцы, предлагающие ювелирные изделия, вышивки (зари), изделия из инкрустированного мрамора, восточные сладости и сухофрукты, одежду, обувь, воздушных змеев.

Мечеть Моти Маcджид

Мечеть Моти Маcджид (Жемчужная мечеть) – главная мечеть знаменитого Красного форта, построенная в период с 1648 по 1654 год во время правления императора Шах Джахана. Ему Агра, тогдашняя столица Индии, обязана многими шедеврами архитектуры, в их числе и Тадж-Махал. Считается, что Жемчужную мечеть Шах-Джахан строил для своих приближенных, и поэтому она так по-императорски роскошна. Вдоль просторного двора мечети вытянулись десять киосков в индийском стиле, внутренние помещения разделены на галереи и арочные проходы. В каждом отделении под арками можно в относительном уединении возносить молитвы. С обеих сторон от главного молитвенного зала находятся залы для женщин, отгороженные мраморной сеткой. А венчают всю эту конструкцию три купола бульбообразной формы – такие, как на Соборе Василия Блаженного в Москве, только совершено белые и выстроенные в ряд. Жемчужный цвет куполам придает тонкий мрамор, которым они выложены. Из этого белого мрамора построена вся мечеть, и только крыша с куполами установлена на красноватых стенах: их строили из легкого песчаника. Все кажется легким и как будто прозрачным из-за белого цвета и многочисленных проходов.  

Парк Мехтаб Багх

Парк Мехтаб Багх (Лунный Сад) – один из самых красивых парков Агры, расположенный на восточном берегу реки Ямуна. Он был заложен последним императором из династии Великих Моголов – Бабуром. Когда-то это был оазис с душистыми цветами, затененными беседками, фонтанами и бассейнами. К сожалению, частые наводнения уничтожили былую красоту парка. В 1990 году была начата реконструкция парка, и сегодня он открыт для туристов. Отсюда открывается великолепный вид на Тадж-Махал, здесь можно увидеть красивый закат и отдохнуть от суеты города.

Рынок Кинари Базар

Рынок Кинари Базар – старый рынок, который расположился вдоль одноименной улицы. Он представляет собой лабиринт улочек, каждая из которых специализируется на продаже определенных товаров. Яркие торговые прилавки просто не могут не привлечь внимание прохожих. Огромное разнообразие продукции, индийский колорит и возможность купить что-то необычное и памятное – этим славится Кинари Базар. Здесь можно приобрести всевозможную одежду и обувь, ткани, специи и многое другое. Если Вы пришли на рынок в поисках ювелирных изделий, он станет исключительным местом для подобного приобретения. Многие из мастеров, торгующие потрясающими украшениями, признаны на национальном уровне. Любителям сувениров стоит обратить внимание на элегантные вышивки Зардози, изделия из мрамора, статуэтки божеств. На рынке также можно насладиться потрясающими национальными закусками.

Тадж-Махал

Тадж-Махал – величественный и прекрасный символ любви, воспетый многими писателями и поэтами. Этот всемирно известный памятник архитектуры моголов был построен императором Шах Джаханом в память о своей возлюбленной жене Мумтаз Махал. У Шах Джахана, как его стали почтительно называть после восшествия на престол, был большой гарем, как и полагается такому высокому правителю. Но супруги так нежно любили друг друга, что французский врач, философ и путешественник Франсуа Бернье, проживший в Индии двенадцать лет, отмечал в своих записках, что Шах Джахан не обращал внимания на других женщин, пока она была жива. Мумтаз Махал, единственная из жен сопровождавшая его даже в далеких военных походах, стойко перенося все тяготы вместе с мужем, единственный человек, которому он полностью доверял и даже советовался. За 17 лет счастливого супружества у них родилось 13 детей. И вот, всего год спустя, в 1629 году его настигло горе: Мумтаз Махал не пережила тяжелых родов 14 ребенка. 36 лет для женщины в те времена был очень солидный возраст, а частые роды сильно изматывали здоровье. Это случилось в лагере, разбитом под Бурханпуром, в шатре Шах Джахана, когда он возвращался из победоносного похода в Декан. Там же хотели и похоронить Мумтаз Махал. Шах был на грани самоубийства. Его голова навсегда скорбно опустилась, волосы поседели. Через полгода вдовец перевез тело в Агру, где он решил воздвигнуть мавзолей, по красоте достойный его любимой женщины, а по величию – силы их чувств. По традиции, в пригороде, на берегу Ямуны и было решено возвести здание. Мавзолей строился 22 года, на строительство собрали со всей страны больше двадцати тысяч человек. Мрамор привозили за 300 километров из уникальной раджпутской каменоломни. Тадж-Махал представляет из себя комплекс роскошных и величественных сооружений, построенных в виде закрытого с трех сторон парка. Вход в него, который символизирует ворота в рай и который похож на дворец из красного камня, украшен белым узорным портиком, 11 куполами и 2 башнями по бокам. Высокие галереи из красного песчаника в качестве ограды протянулись к минаретам и мавзолею. Сам мавзолей представляет собой сооружение высотой 74 м с 5 куполами и 4 минаретами по углам (они слегка наклонены в сторону от усыпальницы для того, чтобы в случае разрушения не повредить ее), построенное из полированного полупрозрачного мрамора и украшенное искуснейшими мозаиками из тысяч драгоценных и полудрагоценных камней. Мрамор мавзолея имеет такую особенность, что при ярком дневном свете он выглядит белым, на заре розовым, а в лунную ночь – серебристым. Сплетенные в изысканный орнамент стебли растений и вязь арабских букв, выложенных черным мрамором, и четырнадцать сур из Корана (традиционное украшение для мусульманской архитектуры) венчают своды арок над окнами. В центре – резная мраморная ширма, за которой видна инкрустированная драгоценными камнями усыпальница императрицы, а рядом с ней, чуть с боку, богато украшенный гроб императора, единственный нарушающий абсолютную симметрию сооружения. Правда эти две гробницы ложные, настоящие же склепы находятся под полом. С левой стороны от усыпальницы находится мечеть из красного песчаника, справа – точная копия мечети. Парк гармонично дополняет весь ансамбль, поскольку спланирован как дорога, ведущая к главной святыне. Его осью является оросительный канал, разделенный посредине пути мраморным бассейном. К четырем минаретам от него идут дорожки. Со стороны реки ничего нет, чтобы ничто не заслоняло сам мавзолей. Многие люди специально приходят на противоположный берег рано утром, чтобы увидеть воочию, как парит в предрассветном тумане это величественное здание, а с первыми лучами солнца начинается игра цвета – солнечные блики, отраженные от ряби всегда неспокойной реки, рисуют затейливые узоры на белоснежных мраморных стенах. Когда в 1653 году строительство подошло к концу, стареющий правитель отдал приказ приступить к возведению второго здания – мавзолея для себя самого, точной копии первого, но из черного мрамора. Это было уже безрассудством: страна была разорена многочисленными войнами и дорогостоящим проектом, народ роптал. В 1658 году Шах Джахана сверг его сын Аурангзеб. Он прекратил строительство второго мавзолея, а отца заточил до конца жизни в башне Красного Форта в Агре. Там Шах Джахан и провел оставшиеся 9 лет в комнате, из окна которой был виден Тадж-Махал. Только после смерти он вновь воссоединился со своей любимой – согласно завещанию, его похоронили рядом с ней в одном склепе. Тадж-Махал считается лучшим примером архитектуры стиля моголов, который сочетает в себе элементы персидского, индийского и исламского архитектурных стилей. Он признан одним из Семи чудес света, а в 1983 году был включен в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО, как "жемчужина мусульманского искусства в Индии, один из общепризнанных шедевров наследия, которым восхищаются во всем мире".

Сад Рамбах

Сад Рамбах – самый старый сад, созданный во времена Великих Моголов. Он был построен могольским императором Бабуром в 1528 году и расширен императрицей Нур Джахан, любимой женой императора Джахангира. Название "Рамбах" происходит от искаженного персидского "Аарам Багх", что значит "Сад Отдыха". Он также известен как "Багх-и Нур Афшан" ("Сад Рассеянного Света") и "Аалси Багх" ("Сад Лени"). Сад оформлен в персидском стиле – акцент сделан на обилие солнечного света, в то же время в саду есть павильоны, беседки, высокие раскидистые деревья, которые обеспечивают достаточное количество тени в жаркие дни. Также сад разделен на части большим количеством мощеных дорожек, а в центре расположены многочисленные фонтаны и водоем, от которого в разные стороны отходят каналы. Сад Рамбах служит воплощением понятий моголов о рае – прекрасном саде, по которому протекают кристально чистые реки.

Подписаться
на рассылку новостей